Новость дня
top Русский English
 
12.02.13
«Региональные аспекты рационального управления водными ресурсами в Самарской области» - семинар для представителей бизнеса г.о. Самара

12 февраля в Учебном Центре прошел первый в этом году семинар в рамках Программы Фонда «Устойчивое развитие» (г.Москва) и Фонда Алкоа «Рациональное управление водными ресурсами с целью устойчивого развития».

На семинаре были представлены результаты и рекомендации аналитического обзора региональных аспектов рационального управления водными ресурсами в Самарской области, полные материалы которого можно получить в офисе Учебного Центра в электронном виде.

Важным элементом научного сопровождения системы управления водопользованием является информационное обеспечение. Информационное обеспечение водного хозяйства означает формирование и использование информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации и предназначено главным образом для обоснования своевременного и правильного принятия управленческих решений по всем вопросам, относящимся к сфере управления использованием и охраной водного фонда. В обзоре обозначены основные направления, по которым следует совершенствовать систему управления рациональным водопользованием нашего региона:

1. Внедрение системы комплексного мониторинга водных объектов и соответствующую перестройку структуры организационного управления водопользованием.

Как бы мы не снижали уровень отрицательного воздействия на водные массы, инструментальными методами невозможно контролировать присутствие всех загрязнителей. Занятие это очень трудоемкое и финансово крайне затратное. Нужен постоянный контроль за качеством водной среды. Его может обеспечить только гидробиологический (ихтиологический) мониторинг. Введение в практику федерального и регионального экологического менеджмента «информационной составляющей» в виде ЭИС REGION (или подобных информационных систем) должно существенно ускорить и сделать более эффективной деятельность по реализации устойчивого развития в регионе (Розенберг и др., 2011).

Для эффективного функционирования комплексного мониторинга водных объектов необходимо создание интегрированной информационной системы, направленной на информационное обеспечение процессов принятия решений различными управляющими структурами.

2. Развитие нормативно-методического законодательства. Состояние водных объектов в регионе подтверждает неэффективность используемого в настоящее время механизма нормирования водопользования. Необходима достаточно гибкая идеология нормирования на основе сочетания технологического и экономического подходов. Существующая система нормирования антропогенной нагрузки не обеспечена в полном объеме нормативно-методической документацией. Для развития системы нормирования необходимо срочно разработать отсутствующие методические указания: по разработке нормативов допустимой антропогенной нагрузки (НДАН), по определению целевых показателей качества вод (ЦПКВ) и по оценке экологического состояния водных объектов. Действующие методические указания по разработке НДВ и методика по расчету НДС нуждаются в серьезной доработке и согласовании между собой (Розенберг и др., 2011).

Требуется пересмотр нормативов расхода воды на различные технологические процессы. Нормирование сбросов ЗВ, ориентируясь на ПДК, выглядит как разрешение на загрязнение. Реализация поэтапной минимизации сброса ЗВ в водные объекты будет способствовать полному их прекращению. Новые нормативы необходимо поэтапно вводить согласно приоритетности наиболее острых водоохранных проблем.

3. Создание механизмов долгосрочного экономического стимулирования водопользователей, осуществляющих внедрение природоохранных мероприятий. От качества правовой базы, регулирующей отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, во многом зависит как устойчивость функционирования систем водоснабжения и водоотведения, так и степень вовлеченности предприятий-водопользователей в природоохранную деятельность (Зубков И.П., 2012). Прежде всего, это создание условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований водного законодательства. Стимулирующую роль здесь призваны играть платежи за пользование водными объектами и налоговые и кредитные льготы.

4. Внедрение передовых современных технологий по более экономному использованию пресной воды, т.е. водосберегающих технологий в производственную сферу, что требует серьёзного вложения средств в переоборудование предприятий. Для сокращения современного удельного водопотребления имеются большие возможности во всех регионах и во всех сферах использования пресной воды. В теплоэнергетике и промышленности это переход на оборотное водоснабжение, а в отдельных отраслях — на «сухое или безводное» производство, что позволит значительно уменьшить объемы заборов свежей воды и сбросы загрязненных сточных вод в реки и водоемы. А эффективная очистка промышленных стоков даст возможность сохранить большие запасы пресных вод, которые в настоящее время необходимы для разбавления неочищенных стоков. К тому же сократятся объемы очистки сточных вод, загрязнений, поступающих в водные объекты.

Научное сопровождение водопользования предусматривает подготовку квалифицированных кадров для отрасли водное хозяйство. Необходимость проведения такого обучения для специалистов водного хозяйства общепризнана. Проведенное Всемирным Банком изучение проблемы подчеркивает важность создания работоспособной обучающей структуры в водохозяйственном секторе. Обучение специалистов предприятий-водопользователей на специализированных курсах позволяет ориентировать до 30 % обучающихся на планирование внедрения наилучших доступных технологий, улучшающих качество очистки сточных вод, систем оборотного использования воды, применения маловодных технологических процессов, т.е. рациональное использование водных ресурсов (Зубков И.П., 2012). Стратегическая линия на повсеместное опережение научных проработок позволит всей системе управления водопользованием сделать уверенный скачок в будущее и создать надежный фундамент для развития водного хозяйства.

Презентацию по материалам обзора представлял юрист и специалист Учебного Центра по экологическому просвещению Дмитрий Юрьевич Ефимов.

Всего в семинаре участвовало 26 специалистов из 22 организаций области.

()


1. Результаты Программы комментирует специалист Учебного Центра по экологическому просвещению Дмитрий Юрьевич Ефимов.

 

 

 

Природоохранный проект «Самарcкий берег»
Подробности>>>

 

  Национальный парк "Самарская Лука"

  Waste.ru - Торговая площадка, каталог предприятий

 

  © Учебный центр ЭиБЖ. 2005-2017