Новость дня
top Русский English

 
14.07.07
Грант Фонда "Устойчивое Развитие" в рамках Программы Фонда Алкоа по устойчивому развитию и защите окружающей среды для России

Поздравляем! Учебный Центр выиграл грант Фонда "Устойчивое Развитие" в рамках Программы Фонда Алкоа по устойчивому развитию и защите окружающей среды для России "В ответе за будущее". Благодаря этой поддержке стартовал новый этап проекта для детей "Практическая экология-школьникам".

Фонд Алкоа - глобальная благотворительная финансовая организация, осуществляющая инвестиции в социальную сферу в тех странах, где находятся предприятия Alcoa, которое является мировым производителем алюминия, алюминиевых изделий.

Фонд "Устойчивое Развитие" (ФУР) - независимый, неправительственный, некоммерческий российский фонд, созданный с целью реализации программ, нацеленных на решение эколого-социальных проблем на местах и поддержку процесса социально ответственного развития бизнеса на территории Российской Федерации. Основная деятельность ФУР заключается в объединении усилий различных организаций для осуществления конкретных проектов, направленных на устойчивое развитие территорий и местных сообществ.

"Учебный Центр экологии и безопасности жизнедеятельности" выиграл грант на проведение в рамках данной программы школьного экологического проекта на территории Самары и Самарской области.

Наш регион уникален своим природным разнообразием. Однако сегодня эта уникальность оказалась под угрозой исчезновения. Интенсивная хозяйственная деятельность привела к серьезным экологическим проблемам. Одной из причин этих проблем является низкий уровень экологической культуры населения, что подтверждается имеющимися материалами социологических исследований. Следовательно, экологические организации области должны во главу угла своей работы ставить повышение уровня экологической культуры. Главную роль в этой работе играет система образования и воспитания.

Основной проблемой является отсутствие у подрастающего поколения навыков практических действий в области охраны природы. Проще говоря, дети не знают, что они могут сделать для того, чтобы улучшить экологию своего края. Да, безусловно, о том, что охранять природу нужно, знают все, - экологические знания дети получают на уроках,- но как правильно действовать в этом направлении, школьники не всегда понимают, считают, что от них ничего зависит.

Иногда при школах создаются экологические кружки или патрули, но дальше уборки территории, развешивания скворечников и подкормки птиц зимой, дело не идет. Конечно, это тоже очень важная и необходимая работа, но подростки могут гораздо больше, и задача проекта заключается в том, чтобы рассказать им о других видах работ в области экологии.

В чем же суть проекта? Он состоит из двух этапов. Во время первого летнего этапа будут организованы детские экологические экспедиции на территорию памятника природы "Царев курган" Красноярского района, в которых дети научатся самым простым навыкам работы и наблюдения непосредственно на территории памятника природы. Дети познакомятся с профессией биолога, орнитолога, лесника, эколога. Специалисты-экологи научат школьников вести дневники наблюдений, работать со справочниками-определителями животных и растений, расставлять предупреждающие и информационные аншлаги, создавать экологические тропы. Нельзя отказываться и от очень важной, хотя и не очень приятной, работы - от уборки мусора на территории памятника. Без нее любые усилия на улучшение экологии будут напрасны. Это рутинная, но систематическая и необходимая работа.

Этот этап очень важен, так как он сочетает экологическое образование с работой на свежем воздухе, предполагает использование приобретенных в школе навыков в условиях естественной природной среды, развивает у подростков чувство ответственности, сопричастности, воспитывает умение жить и работать в коллективе. Также проект дает возможность самостоятельно изучать и исследовать биоразнообразие своего региона, получать из первоисточника информацию о природе родного края, ее уникальности, проблемах сохранения и защиты растительного и животного мира. Достоинство проекта состоит также в том, что дети обучаются в нестандартной обстановке, непосредственно на территории памятника природы с привлечением научных сотрудников исследовательских институтов и высших учебных заведений области.

Второй, не менее важный этап, более длительный по времени, поскольку он охватывает весь учебный год, - школьные "Экологические часы". Учащимся читают лекции и проводят семинары на экологические темы преподаватели Учебного Центра. Занятия проводятся один раз в неделю.

На экочасах дети узнают об особо охраняемых природных территориях Самарской области. Это является очень важным аспектом обучения. О существовании этих территорий никто в повседневной жизни не задумывается, но именно они обеспечивают города и районы области чистым воздухом и водой, служат защитой и домом для животных и насекомых. Любая природная экосистема уникальна и выполняет конкретную роль в биоценозе области. Дети, которым летом предстоит работа на одной из таких территорий, должны знать о её уникальности и необходимости.

Тема, касающаяся проблемы бытовых отходов, помогает подрастающему человеку осознать, что если не начать решать ее сейчас, то в будущем она может перечеркнуть все усилия, направленные на сохранение планеты и жизни человечества. На лекционных, семинарских и практических занятиях школьники поймут важность проблемы, и, надеемся, что она заставит их искать пути ее решения. Ведь глобальная проблема складывается из множества местных, и участвовать в решении этих локальных проблем можно и нужно уже сейчас. А главное - подросток должен понять, что есть способы его посильного участия. Для этого, кроме лекций и семинара, используются видеоматериалы, даются индивидуальные задания по изучению и классификации видов отходов, ставятся проблемные задачи, для решения которых необходимо проявить неординарность мышления, рационализаторские способности, эрудицию.

На занятиях, посвященных изучению воды, дети научатся определять полезные свойства воды, узнают много интересного о последних исследованиях и разработках физиков, биологов, экологов в области воды, и, как следствие, научатся беречь и охранять водные ресурсы. А это очень важно, так как область находится в акватории Волги, и бережное и рациональное использование водных ресурсов, их охрана подрастающим поколением поможет избежать экологических проблем в будущем.

Очень важным аспектом в экологическом образовании школьников является умение правильно выбирать из многообразия продуктов экологически чистые, научиться оздоровлять свой организм, так как конечная цель всей экологической деятельности человека - сохранить свою жизнь на планете, сделать ее насыщенной, интересной, полезной, а это возможно только при здоровом образе жизни. Питание - главное условие жизни и здоровья человека, но что знают дети о продуктах, их составе, технологии их изготовления. Почему у разных производителей одни и те же продукты могут храниться от одной недели до года? Что такое консерванты, есть ли от них польза?

Очень широкое распространение во всем мире получили генетически модифицированные продукты (ГМО). А по результатам последних исследований, ГМО влияют на репродуктивную функцию и их влияние на весь организм в отдаленном будущем почти не изучено.

Лекторы расскажут детям о разнообразии способов создания экологически чистых продуктов, о вегетарианстве, о достоинствах и недостатках различных диет.

Кроме всего вышеперечисленного, будут проводиться проблемно-ролевые игры, создаваться ситуации, которые помогут проявить самостоятельность при выполнении заданий первого и второго этапа работы.

На семинарских занятиях по диагностике состояния окружающей среды и собственного здоровья дети освоят методику диагностирования, тестирования и анализа результатов исследования. Будет показано, как по определенным признакам можно сделать вывод о состоянии собственного организма, какие приборы используются для изучения, например, состояния атмосферного воздуха, для измерения радиологического излучения. Также школьники научатся пользоваться этими приборами и узнают, какие меры надо принимать во время чрезвычайной ситуации.

Еще сохранился в памяти недавний случай, когда в Самаре началась паника от возникших слухов об аварии на Балаковской АЭС. Многие не знали тогда, как действовать в этой ситуации, начали скупать йод, были случаи отравления йодом. К счастью, слух оказался ложным, но он очень показателен. Элементарные знания о том, как поступать в таких и подобных случаях, необходимы не только взрослым, но и детям. Именно об этом и о многом другом будет говориться на таких занятиях.

Итогом этой работы станут школьные научные проекты, которые покажут, насколько эффективна вся проведенная работа, какой отклик она нашла у детей, чему научила за год. Конечно, мы надеемся, что в результате данного проекта у школьников сформируется экологического сознание, ответственность и бережное отношение к природе и охраняемым природным объектам, а главное, они поймут, что от них зависит достаточно много, что они в состоянии принести реальную пользу в охране окружающей среды уже сейчас, и, возможно, сделают выбор, который определит их дальнейшую, взрослую жизнь.

()

 

 

«Сохраним заповедные Мастрюковские озера: кто если не мы» - новый проект Учебного центра, победивший в конкурсе грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

 
Подробности>>>


Фонд Арконик


  Национальный парк "Самарская Лука"

  Waste.ru - Торговая площадка, каталог предприятий

 

  Министерство просвещения Российской Федерации

  © Учебный центр ЭиБЖ. 2005-2019
 
  Карта сайта
 
  Использование материалов сайта