Новость дня
top Русский English

 
29.06.19

Проект «Сохраним биоразнообразие на Самарской Луке»: практический блок курсов повышения квалификации учителей биологии Самары

29 июня 2019 года Учебный центр экологии организовал практический курс программы «Полевая школа экологии для учителей» на территории Жигулевского государственного природного биосферного заповедника им. И.И. Спрыгина для самарских учителей биологии — активных участников проекта.

Занятия начались в 6-00 утра с наблюдения за птицами, а всего практика длилась 8 часов по следующим темам:

  1. Орнитология для школьников. Голоса птиц в природе и наблюднения.
    Лектор: Лебедева Галина Петровна, старший научный сотрудник Жигулевского государственного заповедника им. И.И. Спрыгина к.б.н.
  2. Ботаника для школьников. Экспресс-определение растений.
    Лектор: Чап Татьяна Федоровна, старший научный сотрудник Жигулевского государственного заповедника им. И.И. Спрыгина
  3. Зоология для школьников.
    Лектор: Вехник Владимир Петрович, старший научный сотрудник Жигулевского государственного заповедника им. И.И. Спрыгина.
  4. Методы полевых исследований млекопитающих.
    Лектор: Вехник Виктория Александровна, заместитель директора по науке ФГБУ «Жигулевский государственный заповедник»,к.б.н.

Присутствовавшие педагоги отметили уникальность и результативность практических занятий и тепло поблагодарили за организацию для них данных курсов Каждому участнику от Жигулевского государственного заповедника был вручен Сертификат об освоении практического курса программы. В повышении квалификации приняли участие 8 педагогов 7 школ Самары №№ 162, 147, 165, 156, 145, 131, ЦДТ "Ирбис". Обучение проходит в рамках Проекта «Сохраним биоразнообразие на Самарской Луке», который реализуется при поддержке Фонда Арконик.

Более подробную информацию и яркие впечатления от поездки педагоги отразили в творческих эссе, некоторые их них мы публикуем ниже:

 

«Полевая практика в Жигулевском заповеднике»
Шишкина Галина Николаевна, учитель биологии и экологии
МБОУ Школа № 147 им. П.М Еськова г.о. Самара

В октябре 2018 года мы, учителя биологии, прошли теоретический курс «Полевой школы экологии для учителей», на котором обогатились знаниями о методах работы со школьниками, способах изучения природных сообществ и отдельных организмов, познакомились с примерами изучения растений и животных учителями школ города.

Но нам хотелось увидеть своими глазами как это делают действующие ученые-сотрудники Жигулевского заповедника. Теоретически мы знали следующее: занимаются научными исследованиями на территории заповедника. Но как они это делают и как можно адаптировать для школьников данную работу, мы не представляли.

Наконец, наша мечта сбылась и 29 июня 2019 года под руководством Зубковой Ирины Михайловны собралась группа учителей биологии, мотивированная на получение практических знаний, заинтересованная в получении новых знаний для себя лично и конечно, для своих школьников. Ведь учитель может увлечь учеников если неравнодушен сам и любит исследования, открытия. Первым нашим ведущим по полевой практики стала Галина Петровна Лебедева - главный орнитолог Заповедника. Она не только познакомила нас с птицами, которых мы встретили во время экспедиции, но и рассказала об истории изучения птиц на территории области, способах их изучения специалистами и любителями птиц. Мы увидели славку, орла-карлика, коршуна, коноплянку, пеночку, дроздов. Услышали голоса птиц леса и попытались их запомнить. На берегу Волги увидели чаек, серую цаплю, уток, коршуна черного. Кроме того, на берегу мы делали интересные палеонтологические находки окаменелостей в известняке, которые нас очень заинтересовали. Все что можно было сфотографировать и записать, мы зафиксировали, чтобы не забыть.

Затем, геоботаник Чап Татьяна Федоровна познакомила нас со способами описания фитоценозов на конкретных примерах. Нам раздали бланки «Описание фитоценоза» и пояснили, насколько важно подробно отмечать в этом бланке: дату, описание местности, рельеф и другие особенности местности. Далее познакомили со способами определения названия фитоценоза, используя самые многочисленные виды или доминантные деревьев, кустарников и трав. Назывались отдельные виды растений, как обычные так и редкие. Мы впервые увидели не на фотографии, а вживую, как выглядит эндемик Самарской луки - лядвенец жигулевский и попробовали назвать его отличия от лядвенца рогатого. Увидели модификации данного вида и узнали, что узкими эндемиками Жигулей являются целых 7 видов растений, что очень много для такой территории. К ним относятся еще: тимьян жигулевский, солнцецвет жигулевский, качим Юзепчука, ясколка жигулевская, лядвенец жигулевский и мятлик Саксонова. Также мы посетили родник, увидели отличия в растительности разных мест обитания и сравнили с растительностью поселка, анализировали антропогенное влияние на растительность. Татьяна Федоровна поделилась с нами «Шкалой определения этапов вегетативного цикла сезонного развития растений» и «Шкалой этапов генеративного цикла развития растений» и пояснила как можно осуществлять данную работу со школьниками.

После вкусного обеда и небольшого отдыха на кухне административного здания Жигулевского заповедника, мы отправились со старшим научным сотрудником Владимиром Петровичем Вехником на проверку домиков для соней-полчков, которые являются объектом изучения млекопитающих Заповедника. Мы узнали, что в нашей области кроме сони-полчок еще встречается лесная соня. Оказывается, соня-полчок в нашей области выживает в экстремальных условиях, так как часто бывают засушливые годы и неурожаи желудей, орехов, которыми она питается. В европейских станах, где более мягкие зимы и более влажный климат она достигает веса в 500г и ее даже употребляли раньше в пищу. Наша соня-полчок маленькая - всего 100г весит, но все равно является одним из самых крупных грызунов области. Мы увидели домики для соней, проверили на данном маршруте 20 домиков и обнаружили 3 сони в этих домиках. Зверьки были взяты с осторожность, потому что несмотря на нежную внешность, эти зверьки могут постоять за себя и прокусить палец. Не все домики были заняты, несмотря на семечки, помещенные в них. Самки устилают свой дом листьями и делают его более уютным. Узнали, что живет соня-полчок только в тех лесах, где есть дубы и растет орешник, что незрелые желуди необходимы самкам для нормального развития детенышей, иначе беременность может прекратиться. Также поняли, что труд научного сотрудника состоит не только в написании умных статей в научные журналы, но и в кропотливой ежедневной работе в полевых условиях при любой погоде, что каждый сотрудник выполняет свою часть работы и от каждого зависит, получит грант Жигулевский заповедник на реализацию своего проекта или нет.

Вернувшись в здание административное, мы встретились с заместителем директора по науке Викторией Александровной Вехник, которая познакомила нас со способами изучения млекопитающих с помощью видеозаписей их поведения. Пояснила как лучше организовать работу со школьниками по изучению млекопитающих и способами их мечения. Учителя задавали интересующие их вопросы и получали исчерпывающие ответы. Все присутствующие почувствовали, что сотрудники Жигулевского заповедника являются настоящими энтузиастами своего дела. Несмотря на погодные условия, рано встают и ежедневно, еженедельно выполняют свою миссию.И несмотря на усложнение их работы (появление просветительской деятельности в работе заповедника), они продолжают свой нелегкий труд, и благодаря им изучение млекопитающих, птиц и геоботанические исследования в Заповеднике продолжаются.

Затем, в торжественной обстановке Музея заповедника нам были вручены сертификаты, удостоверяющие, что мы освоили практический курс программы «Полевая школа экологии для учителей», подписанные директором заповедника Краснобаевым Юрием Петровичем.

Все присутствующие поблагодарили сотрудников Заповедника за содержательные занятия и убедились в нелегкости их каждодневного труда. Теперь мы представляем, что научная работа сотрудников гораздо многограннее, чем мы себе представляли.

Спасибо большое Учебному центру экологии и безопасности за организацию такого практического курса, который дает реальные знания в уникальных условиях нашего государственного природного биосферного заповедника имени И.И.Спирыгина. Полученные знания мы обязательно будем применять при выполнении научно-исследовательской работы в своих школах и учреждениях.

 

"Дни меняют дни"
Константинова Ирина Юрьевна,
учитель биологии МБОУ Школа № 162 им. Ю. А. Гагарина г.о. Самара

Дни меняют дни, работа меняет работу, сезон меняет сезон. Когда наступает весна, а лето? Как не пропустить этих смен? Помните детский мультик «Паровозик из Ромашково»? Паровозик подсказал нам главную идею, как ничего не пропустить и все заметить – нужно увидеть и понюхать цветы, полюбоваться на восход, послушать соловья.

У всех, кто встретили восход на Самарской Луке 29.06.19, началось лето. Мы знакомились с птицами, растениями, а потом еще и наблюдали фрагменты жизни почти таинственных зверьков – сонь, вдыхали чистый воздух, подставляли лица под лучи солнца и струи ветерка. Это хорошо!

Понравилось все. Спасибо учебному центру. Осталась легкая ненасытность и страстное желание найти себе камень с отпечатком древнего животного.

 

Пахомова Елена Николаевна,
учитель биологии МБОУ Школа № 165 г.о. Самара

29 июня в составе группы учителей я прошла обучение на территории Жигулевского государственного природного биосферного заповедника им. И.И. Спрыгина по программе «Полевая школа экологии для учителей».

В 6.00 нас встретила Лебедева Галина Петровна, ст. научный сотрудник ФГБУ «Жигулевский государственный заповедник», к.б.н. Мы прошли по селу наблюдая птиц: славок, ласточек, стрижей, горихвосток - чернушек, коноплянок, пеночек. Высоко в небе парил орел-карлик. Спустившись к Волге, наблюдали как коршун ловил рыбу, а цапля серая очень долго стояла в воде, мы пытались подойти как можно ближе, чтобы ее сфотографировать. Галина Петровна - уникальный человек, распознает птиц по голосам.

Изучив методы наблюдения за птицами в природе, приступили к определению растений с Чап Татьяной Федоровной, ст. научный сотрудник ФГБУ «Жигулевский государственный заповедник». Татьяна Петровна рассказала о своеобразие природных условий Жигулевских гор. По внешнему виду растения отличаются от видов левого берега Волги. Среди многообразия растений встретился эндемик лядвенец жигулевский (Красная книга Самарской области).

Здесь же, среди рыхлых пород мезозойско-кайнозойского возраста мы нашли остатки древних кораллов Акчагыльского моря.

Про зверей, которые обитают на территории заповедника мы знали, но увидеть, подержать в руках самого красивого из грызунов - соню-полчок, и не предполагали. Это самый крупный вид сонь, обитающий в наших лесах. В облике полчка сочетаются черты мыши и белки одновременно. Его отличают бархатистый густой мех и большие, агатово-черные глаза. Характерными особенностями сонь являются выразительные длинные усы и большие ушки. Вехник Владимир Петрович, ст. научный сотрудник ФГБУ «Жигулевский государственный заповедник» и Вехник Виктория Александровна, заместитель директора по науке ФГБУ «Жигулевский государственный заповедник» познакомили нас с опытом исследований биологии полчка с использованием искусственных гнездовий. Этот метод является наиболее подходящим для мониторинга численности грызунов на особо охраняемых природных территориях.

Этот день пребывания на территории Жигулевского государственного заповедника прошел очень плодотворно, уставшие, но получившие много новой, полезной информации мы вернулись домой поздно вечером. Организатором полевой школы экологии для учителей стал "Учебный центр экологии и безопасности" г. Самара, спасибо Зубковой Ирине Михайловне за увлекательное путешествие и ждем новых приглашений.

МЫ ВСЕГДА - ЗА!!!!!

()


1. 6-00 утра. К работе - готовы!


2. Лебедева Галина Петровна показывает полевой определитель птиц.


3. Даже в населенном пункте можно увидеть много видов птиц.


4. Полевой дневник — обязательный атрибут на маршруте.


5. Лесной биотоп — новые виды.


6. В пойме Волги можно увидеть водоплавающих птиц.


7. А еще — древние окаменелости.


8. Серая цапля, встревоженная нашим появлением.


9. Чап Татьяна Федоровна — о принципах геоботаники.


10. Описываем пойменную растительность.


11. Эндемик - лядвенец жигулевский.


12. Продолжение занятий в Музее заповедника.


13. Вехник Владимир Петрович проверяет домика для сонь.


14. Все учителя впервые на таком маршруте.


15. Домик имеет разборную конструкцию.


16. Соня-полчок в домике.


17. Осторожное изъятие для изучения: маркировки и взвешивания.


18. Вехник Виктория Александровна маркирует ушко.


19. Торжественное вручение сертификатов.


20. Спасибо сотрудникам заповедника за незабываемую практику!

 

 

«Сохраним заповедные Мастрюковские озера: кто если не мы» - новый проект Учебного центра, победивший в конкурсе грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

 
Подробности>>>


Фонд Арконик


  Национальный парк "Самарская Лука"

  Waste.ru - Торговая площадка, каталог предприятий

 

  Министерство просвещения Российской Федерации

  © Учебный центр ЭиБЖ. 2005-2019
 
  Карта сайта
 
  Использование материалов сайта